НПП «РУСБАЛ» занимается техническим обслуживанием аэростатов как собственного производства (тип АТ 104), так и аэростатов, не имеющих сертификата типа. В прошлом году «РУСБАЛ» получил новый сертификат, который позволяет выдавать Акт оценки соответствия аэростата нормам летной годности для последующего получения СЛГ единичным экземплярам аэростатов.
Получение СЛГ для аэростатов, не имеющих сертификата типа, всегда вызывает много вопросов. С чего начать? На что обратить внимание? О процедуре получения СЛГ для ЕЭВС рассказывает наш центр по ТОиР.
_____________________________
Первое, что нужно сделать для получения СЛГ на ЕЭВС – привести в порядок матчасть и документы на нее. Требования понятные и логичные: ткань оболочки должна держать положенные нагрузки, стропы не иметь следов повреждений и износа, блок-ролики и фалы управления - сохранять целостность и работоспособность; горелка должна быть обслужена – она пройдет проверку давлением ан 15 атм, рукава нужно заменить в соответствии с их сроком эксплуатации, а баллоны освидетельствовать. Иначе говоря, состояние матчасти должно быть таким, чтобы вы смогли пройти ТО по минимальным требованиям в Руководстве.
Далее идет проверка документов на соответствие законодательству РФ и вашему Руководству по летной эксплуатации. Если вы предполагаете пройти процедуру сертификации впервые, то лучше доверить процедуру написания эксплуатационной документации нашим специалистам. Если же повторно, то мы еще раз оценим соответствие эксплуатационной документации требованиям законодательства.
Важно, чтобы в Руководстве была описана именно ваша матчасть, фотографии и схемы были именно ваших компонентов; требования по ремонту должны соответствовать регламентам производителя. Особое внимание следует уделить иностранным комплектующим (при их наличии). Нужно обязательно сделать перевод требований по ремонту и ТО данного компонента из Руководства производителя.
К сожалению, на практике именно подготовка документов становится главной проблемой: эксплуатанты пытаются сделать Руководства для своих аэростатов одинаково обезличенными, без описаний своих компонентов и процедур по их летной и технической эксплуатации, а это в корне неверный подход. Некоторые производители не разрешают делать ремонт или требуют использовать только определенные ткани, уплотнители и т.п., которые в России найти не так-то просто. Более того, зарубежные производители периодические издают сервисные бюллетени по важным эксплуатационным моментам, в том числе и по запрету эксплуатации компонентов определенной партии - например, в связи с заводским браком сварных швов на баллонах. Все это нужно учитывать при подготовке документации.
После того, как документы приведены в порядок, матчасть описана, а бирки сверены с описанием в Руководстве и паспортах, можно заниматься техническим осмотром и оценкой соответствия.
В некоторых МТУ (межрегиональных территориальных управлениях) Росавиации проведение техосмотра допускается пилотом, в других - только аккредитованной организацией по ТОиР. Напоминаем, что согласно ФАП 147, проведение ТО пилотом возможно только в случае, если пилот летает на данной матчасти. Иначе нужно обращаться в организацию по ТОиР.
После выполнения ТО, устранения замечаний (если они были) и получения свидетельства о ТО, можно подавать заявку и пакет документов на получение СЛГ в свое МТУ. После получения уведомления о том, что МТУ приняло вашу заявку и дает разрешение на выполнение оценки соответствия в указанной вами организации по ТОиР, а Руководства и программа испытаний прошли проверку и были одобрены, вы обращаетесь в организацию по ТОиР для проведения оценки соответствия. Данная процедура похожа на ТО, но имеет ряд нюансов. Оценка соответствия завершается контрольным облётом. По итогу вы получаете акт оценки соответствия за подписью организации по ТОиР.
С актом оценки и пакетом утверждённых документов вы отправляетесь (сами или через организацию по ТОиР) в МТУ. После чего остается только надеяться и ждать, когда МТУ выдаст вам СЛГ.
Получение СЛГ может занять от 2-х недель до 2-х месяцев. Сроки получения зависят от региона, загрузки МТУ и сезона отпусков в отделе. И, конечно же, от грамотной работы эксплуатанта с документами.