Еще недавно у российских воздухоплавателей не было возможности выполнить официально полёт с внешней подвеской. Крепление любых конструкций под гондолой — будь то для съёмки, научных задач или рекордов находилось вне нормативного поля. И даже, относительно распространенный, подъем флагов аэростатом находился в этой же серой правовой зоне. Соответственно, пилотам приходилось совершать такие подъемы на свой страх и риск.
Но в 2025 году ситуация изменилась и на типовых тепловых аэростатах производства АО НПП «РУСБАЛ» (выпущенных позднее 1 июня 2013 года) теперь могут выполняться полеты с грузом на внешней подвеске.
Изменения эти произошли не за один день и за ними стоит работа коллектива АО НПП «РУСБАЛ», которая проведена при участии генерального директора Александра Викторовича Таланова. Катализатором этих работ и основным заказчиком стал воздушный рекордсмен Сергей Бойцов.
В тот момент, когда Сергей пришел в РУСБАЛ с таким запросом, в его активе уже был успешно реализованный проект с внешним подвесом в 2021 году. Но тогда это было сделано неофициально и было по сути проверкой концепции. Для новых проектов такой подход уже не годился. Прежде всего потому, что для полёта в Армении, где планировался очередной проект с использованием подвесной конструкции, потребовалось предоставить соответствующие документы местной авиационной администрации. Таким образом, ко всем техническим, организационным и лётным сложностями добавилась еще одна.
Наири Барсегян, пилот и глава армянского воздухоплавательного клуба SkyBall, после переговоров с чиновниками ясно обозначил условия: если платформа не будет внесена в документацию, проект придётся остановить. Команда восприняла это не как барьер, а как вызов — и продолжила движение вперёд. Целью была организация игры в настольный теннис, которая должна была пройти на высоте, а носителем платформы с теннисным столом должен был стать аэростат.
Именно тогда совместно с АО НПП «РУСБАЛ» была инициирована официальная процедура внесения изменений в эксплуатационную документацию. Процесс включал инженерную экспертизу и проработку рисков, а затем выпуск всех необходимых документов.
Впервые в отечественном гражданском воздухоплавания были официально описаны:
• технические требования к внешнему грузу;
• предельная нагрузка на точки подвеса;
• рекомендации по безопасной эксплуатации внешней платформы;
• порядок крепления и механизм экстренного отцепа при нештатной ситуации.
Сейчас, когда проект в Армении успешно состоялся, можно сказать что от этих нововведений выиграл не только отдельно взятый интересант - команда Сергея Бойцова, а любой из эксплуатантов тепловых аэростатов производства РУСБАЛ. Крепление внешней платформы теперь не эксперимент и не правовой риск, а документально закреплённый сценарий использования теплового аэростата. Законно. Официально. Без обходных решений.
Таким образом, открываются новые возможности, среди которых:
- аэрофотосъемка и телетрансляции;
- научные миссии и метеонаблюдения;
- новые форматы рекордов и воздушных шоу;
- подъем флагов и полотнищ;
- прыжки парашютистов и старта парапланеристов с подвесных платформ;
- полеты с увеличенным временем полета, требующие дополнительных газовых баллонов.
Технические подробности:
-
Выпущен обязательный бюллетень № 001/25 от 24.02.2025 года-
Руководство по летной эксплуатации дополнено разделом 5.4.4.л- Аэростат, используемый для внешней подвески, должен быть произведен после 1 июня 2013 года
#СергейБойцов#СозданНебесами
#РУСБАЛ
#ТепловыеАэростаты